Пройди тест и проверь, как много ты знаешь о золотоордынском городе Укеке!

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Город находился на правом берегу Волги, под горой Укек (от монгольского слова «укек» или «ÿхэг», что означает «удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом в форме сундука»). По разным письменным источникам, Укек находился в 10-17 днях пути между Булгаром на севере и Сараем на юге. Именно на этом месте сейчас находится современный поселок Увек, и проходят археологические раскопки.
ДалееСамым первым упоминанием о городе Укеке принято считать сообщение Гильома де Рубрука о поселке на месте переправы. Гильом из Рубрука (Guillaume de Rubrouck) — фламандский монах-францисканец, путешественник. В 1253—1255 годах по поручению французского короля Людовика IX совершил путешествие к монголам, которых он называет моалами. Автор книги «Путешествие в восточные страны». Его вклад в средневековую географическую литературу сопоставим с вкладом Марко Поло.
Сам Марко Поло никогда не бывал в Укеке, но его отец Никколо и дядя Маттео были. Упоминание об этом содержится в «Книге Марко Поло»: «… вышли из Болгара. Пошли они к городу, что был на границе земли западного царя и назывался Укака. Выйдя отсюда, переправились через реку Тигри» (т.е. Волгу).
Знаменитый арабский путешественник и купец Ибн-Баттута летом 1334 г. описал Укек как «город средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей. Между ним и между Сараем … 10 дней пути».
ДалееВ Укеке чеканили свою собственную монету. Она хорошо известна по многочисленным находкам. На одной ее стороне имелась надпись, которую можно перевести так: «Вечная слава и сопутствующая ей честь». На обороте указывались место чеканки — Укек — и год выпуска. Почти все надписи выполнены по-арабски.
До начала гражданской войны 1360-1370-х гг. золотоордынские города не имели укреплений. Золотоордынским городам укрепления были не нужны, поскольку в окрестных степях проживали кочевники, подвластные хану, а потому не представлявшие угрозы для города. Монголы говорили: «Кто боится, тот и строит башни». Отсутствие городских стен позволяло городу раскинуться на большие территории, избавляло от значительных затрат и давало возможность направить дополнительные средств на благоустройство. Часть ордынских кирпичей и каменных плит до сих пор используется некоторыми жителями поселка Увек в качестве подсобного строительного материала.
ДалееГород тянулся вдоль Волги более чем на два километра. Для строительства многочисленных домов и дворцов, мечетей и мавзолеев, бань и прочих сооружений тысячами обжигали кирпичи в горнах, тесали камень, делали изразцовые плитки из кашина. В аристократическом районе были сооружения из обожженного кирпича на известковом растворе. Часть построек была сооружена из сырцового кирпича.
Укек был достаточно благоустроенным городом, в нем имелся даже водопровод из глиняных труб и сточная система.
ДалееКроме импортируемой посуды из Ирана, Византии, Крыма и других дальних земель местные гончары снабжали город и окрестные селения красноглиняными чашками, кувшинами, копилками, светильниками и прочей посудой, обжигаемой в горнах. Особой красотой отличалась кашинная посуда, которую изготавливали из белой жидкой массы сложного состава. Ее изготавливали по иранским образцам. Жидкость заливали в формы, а после того как она затвердеет, обжигали, наносили пестрый рисунок, покрывали глазурью и вновь обжигали. Такие чаши, пиалы и кувшины были у многих горожан. Их охотно покупали купцы, которые везли свои товары в разные концы света.
ДалееПо материалам археологических исследований христианского квартала в 2013 г. были проведены определения костей рыб в слое. Осетровые породы (белуга, осетр, севрюга, стерлядь) составили 94,64% от общего числа находок! Другие породы рыб представлены гораздо более скудными находками: сазан (2,81%), лещ (1,02) судак (0,77%), белорыбица (0,51%), щука (0,26%). И даже спустя века Волга изобиловала дорогими породами рыб, не зря на гербе города Саратова присутствуют три стерлядки. В описании герба, утвержденного 23 августа 1781 года, есть такие слова: «Город Саратов имеет старый герб: В голубом поле три стерляди, означающие великое сей страны изобилие таковыми рыбами…»
ДалееПри раскопках подвального помещения храма на Увекском городище впервые в России были обнаружены и документально зафиксированы: рис, нут, барбарис, инжир, кориандр.
Активное развитие торговых связей способствовало разнообразию пищи в рационе зажиточного жителя Укека. Помимо импортных товаров жители города и округи выращивали зерно, продукцию огородничества и садоводство, поставляли на рынок в большом количестве мясо домашних животных.
ДалееСтеклянная шпилька с изображением на шляпке стилизованного разрезанного плода граната (Китай. 1260-1280-е гг. Увекское городище. Христианский квартал. Раскопки Д.А. Кубанкина, 2010 г.) стала поистине одним из самых изящных аксессуаров, когда-либо найденных «в слоях» нашего древнего города. Плод граната в Китае является символом пожелания многочисленного мужского потомства.
ДалееНа территории Увекского городища не обнаружено слоев домонгольского времени. Вероятно, город был основан на пустом месте. Его заселение изначально велось за счет народов с оседлыми традициями из покоренных земель ближайших регионов: Волжской Булгарии, мордовских земель, русских княжеств. В меньшем количестве встречались представители других народов.
ДалееВсе варианты ответов верны. Кроме того, что Укек был многонациональным городом, его население исповедовало различные религии. Многочисленные находки подтверждают это.
В сообщении анонимного монаха, датируемом 1320-ми годами, перечисляются 18 францисканских монастырей Улуса Джучи, среди которых монастырь (убежище) в Укеке. Миссия существовала не менее 70 лет.
Часть ордынской аристократии к этому времени исповедовала ислам. Среди кочевников был также распространен культ Вечного Синего Неба - Тенгри - и вера в духов, которых заклинали шаманы.
Далее